Болгаров н п рассказы о подводной лодке

Артикул 406163FD
2 042 Р 58 9372 Р

Количество —

Заключительная часть книги посвящена советским подводникам, совершавшим героические подвиги в борьбе за свободу и независимость нашей Родины, показу их беззаветного мужества, стойкости и воинского мастерства во время гражданской войны и иностранной военной интервенции, а также в годы Великой Отечественной войны. Книга предназначается для солдат, матросов и советской молодежи. Ее с интересом прочтут и другие советские читатели. Устройство подводных лодок Мартиролог погибших подводных лодок Военно-морского флота отечества Атомная подводная эпопея. Между силой поддержания и весом подводной лодки всегда будет существовать какая-то разность. Эгу разность называют остаточной плавучестью. Если сила поддержания больше веса лодки, остаточная плавучесть положительная. В этом случае подводная лодка стремится всплыть. Если же вес лодки больше силы поддержания, то остаточная плавучесть отрицательная. Под действием ее подводная лодка будет погружаться. Полностью уничтожить остаточную плавучесть невозможно, да в этом и нет надобности. Надо только сделать остаточную плавучесть — положительную или отрицательную — настолько малой, чтобы ее действие легко преодолевалось ходом лодки и горизонтальными рулями. Вес подводной лодки непрерывно изменяется, иногда в довольно широких пределах. И на поверхности воды, и на глубине на подводной лодке расходуются запасы топлива и смазки, провизии и пресной воды, различные боеприпасы — торпеды, мины. А все это имеет свой вес. Если бы расход грузов во внимание не принимался, подводная лодка не могла бы идти на одной глубине. Она то всплывала бы, то погружалась. Чтобы избежать этого, надо непрестанно следить за изменениями веса подводной лодки и немедленно его восстанавливать. Для этого на подводной лодке имеются цистерны специального назначения, их называют заместительными. Подводная лодка после торпедной атаки должна немедленно принять воду в специальную торпедозаместительную цистерну, чтобы возместить потерянный вес торпед. Если подводная лодка выставила минное заграждение, расход мин необходимо тоже заместить водой — заполнить специальную минозаместительную цистерну. Заместительные цистерны, как правило, находятся близко от замещаемых грузов, чтобы при замещении не получился нежелательный дифферент подводной лодки.

К цистернам специального назначения относятся также цистерны для топлива и смазочного масла, пресной и сточной воды и т. Для возмещения веса израсходованного топлива специальных заместительных цистерн нет. Топливо по мере расхода замещается забортной водой. Так как топливо легче воды, то оно всегда будет находиться сверху. А чтобы вода случайно не попала в цилиндры двигателей, предусмотрена особая расходная цистерна. Топливо сначала поступает в эту цистерну, а уже из нее — к топливному насосу двигателя. Замещение топлива водой дает некоторый избыток в общем весе подводной лодки. Это объясняется тем, что удельный вес топлиза в среднем составляет 0,9, а забортной соленой воды 1, Естественно, что по мере замещения топлива водой подводная лодка становится более тяжелой. Разница в весе топлива и воды обычно компенсируется тем, что расход смазочного масла не замещается. Для мелких переменных грузов заместительных цистерн нет. Среди цистерн специального назначения есть еще одна цистерна — это цистерна быстрого погружения. Цистерна быстрого погружения может быть размещена как внутри лодки, так и в пространстве между прочным и наружным корпусами. Она, так же как и прочный корпус, по своей конструкции рассчитана на давление воды при наибольшей глубине погружения подводной лодки. Изменение остаточной плавучести подводной лодки может возникнуть не только от расходования грузов, но и от других причин, причем эти изменения плавучести небольшие, для них заместительных цистерн не предусмотрено, хотя не считаться с этими изменениями нельзя. Например, некоторая потеря плавучести наблюдается при обжатии прочного корпуса подводной лодки давлением воды на большой глубине. Изменение остаточной плавучести может произойти и при переходе подводной лодки из воды одной плотности в воду другой плотности. Иногда случается, что подводная лодка, имеющая отрицательную остаточную плавучесть, достигнув слоя воды с большей плотностью, лишается этой остаточной плавучести. В этом случае подводная лодка будет как бы лежать на слое воды. Такое положение лодки называют лежанием на жидком грунте. Для погашения остаточной плавучести существует уравнительная цистерна. Само название этой цистерны говорит о том, что она предназначена для уравнивания мелких колебаний в весе подводной лодки.

Принимая воду в цистерну или удаляя ее из цистерны, можно привести остаточную плавучесть близко к нулю. Уравнительная цистерна находится внутри прочного корпуса или в пространстве между прочным и наружным корпусами. Способ заполнения ее водой и продувания сжатым воздухом такой же, как и цистерны главного балласта. Кроме того, уравнительная цистерна может заполняться и осушаться насосом. Отличие уравнительной цистерны от других цистерн заключается в том, что она заполняется водой не полностью. Конструкция уравнительной цистерны, как и прочного корпуса, рассчитана на предельную глубину погружения подводной лодки. Для равновесия на глубине плавающей подводной лодке недостаточно сохранить равенство веса силе поддержания. Нужно, чтобы подводная лодка находилась в прямом положении, т, е. Здесь многое зависит от того, как расположены на подводной лодке грузы. Например, если больше грузов находится в носовой части, то они создают дифферент на нос, что не только затрудняет управление лодкой, но может в неблагоприятных условиях привести к аварии.

Скачать книгу Болгаров Н. П. - Рассказы о подводной лодке

Чтобы этого не случилось, грузы располагают в строгой симметрии относительно центра тяжести подводной лодки. Добиться такой симметрии весьма трудно. Поэтому приходится выравнивать дифферент подводной лодки. На современной подводной лодке для изменения дифферента применяется вода. Для этого две цистерны, расположенные у концевых переборок прочного корпуса, заполняют водой частично. Одна из них называется носовой, а другая — кормовой дифферентной цистерной. Допустим, что подводная лодка получает дифферент на корму. В этом случае вода по дифферентовочному трубопроводу перегоняется сжатым воздухом из кормовой дифферентной цистерны в носовую. Носовая часть лодки станет тяжелее, и лодка выравняется. При дифференте на нос вода направляется обратно из носовой дифферентной цистерны в кормовую. Для определения количества воды в дифферентной цистерне имеются водомерные стекла. Метки на шкале стекол показывают количество воды в метрах. Водомерное устройство уравнительной цистерны выполнено в виде плавающего на поверхности воды поплавка, соединенного особым приводом со стрелкой шкалы. При подъеме или опускании поплавка от изменения уровня воды острие стрелки показывает на градуированной шкале вес воды в цистерне. Уравнительная и дифферентные цистерны называются цистернами вспомогательного балласта. Эти цистерны подводной лодки служат как бы своеобразными весами, с помощью которых уравнивают вес и дифферент подводной лодки.

  • Карбон для удилищ какой лучше
  • Велосипед детский от 3 лет белый
  • Озера для рыбалки в северной осетии
  • Каким клеем приклеить днище к лодке
  • При постройке подводной лодки тщательно учитываются веса отдельных частей корпуса, механизмов, устройств, предметов снабжения и всех других грузов. Веса всех грузов должны быть равны проектному расчетному весу подводной лодки, а моменты их относительно середины ее длины — взаимно уравновешены. При плавании в надводном положении подводная лодка должна иметь заданную осадку.

    болгаров н п рассказы о подводной лодке

    Практически вследствие разных причин расчетные веса некоторых механизмов, а также частей корпуса не выдерживаются. Поэтому конструкторы предусматривают в таблице нагрузки подводной лодки резерв плавучести, составляющий один — два процента ее водоизмещения. Этот резерв погашается приемкой на лодку твердого балласта в виде чугунных чушек, размещаемых в киле или в междубортном пространстве. Для проверки нагрузки подводной лодки после постройки производят ее вывеску, т. Одновременно с вывеской подводной лодки проверяется герметичность прочного корпуса, а также исправность и регулировка системы погружения и всплытия. Вывеска производится также после капитального ремонта, докования и ремонта, связанного с перемещением и изменением постоянных крупных грузов. К вывеске готовятся особенно тщательно. На подводную лодку принимают в соответствии с таблицей нагрузки все необходимые грузы. Вывеску обычно производят в гавани на тихой воде на глубине моря не более 25 — 30 ж. Перед погружением вода в дифферентные цистерны принимается согласно расчету. Уравнительная цистерна остается незаполненной. Принятие балласта при вывеске происходит в несколько приемов. Сначала заполняют только концевые группы цистерн главного балласта. Убедившись, что погружение подводной лодки идет нормально, без значительного дифферента и резкого уменьшения плавучести, заполняют уравнительную цистерну. Если подводная лодка имеет остаточную положительную плавучесть, осушают уравнительную цистерну.

    болгаров н п рассказы о подводной лодке

    Затем медленно заполняют среднюю группу цистерн. Остаточную положительную плавучесть погашают медленным заполнением уравнительной цистерны. После погружения на перископной глубине производится дифферентовка. Вывеску считают законченной, когда остаточная плавучесть близка к нулю и дает возможность легко управлять подводной лодкой на глубине. Уравновешивание или дифферентовку подводной лодки производят перед каждым выходом ее в море. Как правило, при пробном погружении подводной лодки для дифферентов производится проверка исправности действия механизмов, систем и устройств. Перед выходом в море в цистерны вспомогательного балласта принимается вода согласно расчету дифферентов. Расчетом дифферентов называется сравнение нагрузки подводной лодки в данный момент с нагрузкой при вывеске или предыдущей дифферентов. Нагрузка подводной лодки всегда известна, так как на подводной лодке непрерывно ведется учет принимаемых и расходуемых грузов. Для погружения подводной лодки при дифферентов открывают кингстоны и клапаны вентиляции цистерн главного балласта, кроме средней цистерны. Убедившись, что погружение идет без значительного дифферента и резкого уменьшения плавучести, заполняют среднюю цистерну. Остаточная плавучесть приводится к нулевой принятием воды в уравнительную цистерну или откачкой воды за борт. Выравнивание дифферента достигается перекачкой воды из одной дифферентной цистерны в другую. Дифферентовка может производиться также и на ходу. После дифферентовки воду из уравнительной и дифферентных цистерн не удаляют, она остается на все время похода подводной лодки. Когда лодке придется погружаться, она примет сразу весь балласт и окажется в подводном положении удифферентованной. Во время похода возникает необходимость в поддифферентовке подводной лодки. В боевой обстановке подводная лодка часто применяет срочное погружение с использованием цистерны быстрого погружения. Эта цистерна у подводной лодки в боевой обстановке заполнена заранее. При срочном погружении подводная лодка на ходу заполняет водой одновременно все цистерны главного балласта. Вес воды в цистерне быстрого погружения создает лодке значительную отрицательную плавучесть, и она быстро уходит на глубину, имея дифферент на нос. Перед достижением необходимой глубины продувают цистерну быстрого погружения сжатым воздухом высокого давления и закрывают ее кингстоны. Подводная лодка приобретает нормальную остаточную плавучесть. Во всех случаях погружения, особенно при срочном погружении на ходу, подводная лодка должна быть тщательно удифферентованной. Для всплытия подводной лодки необходимо из цистерн главного балласта удалить воду. На подводных лодках старых конструкций воду откачивали водоотливными насосами. Для удаления балласта насосами требовалось не менее 20 минут. На современных подводных лодках воду из цистерн главного балласта удаляют сжатым воздухом.

    Если бы весь главный балласт удаляли воздухом высокого давления, потребовались бы огромные запасы его. Поэтому воздухом высокого давления продувается только средняя группа цистерн главного балласта, после чего подводная лодка всплывает из подводного в позиционное положение. Остальные цистерны главного балласта продуваются воздухом низкого давления при открытом рубочном люке. На многих подводных лодках цистерны главного балласта продувают воздухом низкого давления с помощью дизеля, вал которого вращается главным электродвигателем. Цилиндры дизеля превращаются в своеобразные компрессоры. Они нагнетают воздух под давлениеАм 0,5 кг! Но такой способ продувания цистерн главною балласта требует значительной затраты электроэнергии. Для продувания цистерн главного балласта можно использовать отработавшие газы дизеля. Но при таком способе продувания в балластные цистерны попадают несгоревшие частицы топлива и смазочного масла. Эти частицы при последующих погружениях подводной лодки всплывают на поверхность воды, образуя темные и жирные пятна, которые могут выдать местонахождение лодки. Оба способа продувания цистерн главною балласта с помощью дизеля имеют свои достоинства и недостатки. При выборе способа продувания надо исходить из сложившихся условий. На некоторых подводных лодках для продувания цистерн главного балласта воздухом низкого давления устанавливаются специальные турбокомпрессоры, работающие от электродвигателя. Время всплытия современной подводной лодки из подводного положения в надводное составляет несколько минут. Но иногда необходимо, чтобы подводная лодка всплыла на поверхность воды в кратчайший срок, например в случае аварии на глубине. Для этой цели применяют аварийное продувание воздухом высокого давления сразу всех цистерн главного балласта. Сжатый воздух хранится под давлением — атмосфер в стальных прочных баллонах, расположенных в отсеках прочного корпуса или в палубной надстройке. По мере его расхода в баллоны снова нагнетается воздух при помощи компрессора высокого давления. Это делается в надводном положении лодки, когда компрессор обеспечен подачей атмосферного воздуха. Для удержания заданной глубины погружения подводной лодки, идущей в подводном положении, и для изменения глубины погружения, а также для ускорения погружения и всплытия применяются горизонтальные рули. Подводная лодка имеет две пары горизонтальных рулей. Эти рули выступают с обоих бортов подводного корабля: Рули можно поставить переложить так, что встречный поток воды будет давить на них сверху, или так, что давление потока будет направлено снизу. Применяя основное правило механики, разложим силу Р на две составляющие силы: Сила Pi тормозит движение лодки, а сила Р2 придает лодке дифферент на нос и заставляет ее уходить наклонно на глубину.

    Кормовые горизонтальные рули на этом рисунке установлены так, что встречный поток воды давит на них снизу. Сила Р2 заставляет всплывать кормовую часть лодки и тем самым помогает создавать больший дифферент на нос, облегчая уход лодки на глубину. Если при перекладке горизонтальных рулей создается дифферент на нос и подводная лодка погружается, считают, что горизонтальные рули положены на погружение рис. При перекладке горизонтальных рулей в обратном направлении: Если при перекладке горизонтальных рулей создается дифферент на корму и подводная лодка всплывает, считают, что горизонтальные рули положены на всплытие рис. При помощи горизонтальных рулей можно заставить движущуюся под водой лодку уйти глубже без приема дополнительного балласта или, наоборот, не продувая балласта, уменьшить глубину погружения. Наконец, умелым управлением горизонтальными рулями можно удерживать подводную лодку точно на заданной глубине даже при наличии значительной остаточной плавучести.

    болгаров н п рассказы о подводной лодке

    Чем больше площадь рулей, чем быстрее движется подводная лодка и чем больше угол наклона рулей, тем сильнее их действие. Однако чересчур большое отклонение рулей увеличивает силу, тормозящую движение подводной лодки. Внешний вид горизонтального руля напоминает крыло самолета. Он представляет собой металлический каркас, обшитый с обеих сторон стальными листами толщиной 6 — 8 мм. Внутреннее пространство руля заполняют деревом или заливают смолой. Примерно так же устроен и вертикальный руль подводной лодки, который служит для изменения направления ее движения по горизонтали. Только форма этого руля несколько иная. Кормовые горизонтальные рули насажены на общий валбаллер, который соединен специальным приводом с валом электродвигателя. Носовые горизонтальные рули имеют подобное же устройство. Управление горизонтальными рулями осуществляется без особых усилий при помощи маленькой ручки контроллера для включения электродвигателя, который приводит в движение привод, устанавливающий рули в положение всплытия или погружения. На некоторых подводных лодках применяется гидравлический привод управления горизонтальными рулями. Масляный насос через маиипуляторный кран соединен трубками с обеими полостями цилиндров гидравлических прессов. Поршни этих прессов соединены соответствующими приводами с баллерами носовых и кормовых горизонтальных рулей. Вращая ручку манипулятора, рулевой-горизонталыцик подает масло под давлением в ту или иную полость прессового цилиндра, вследствие чего поршень перемещается, устанавливая горизонтальные рули на погружение или на всплытие. На случай неисправности электрического или гидравлического привода или чтобы устранить шум от работы механических приводов, у каждой подводной лодки сделано и ручное управление горизонтальными и вертикальными рулями с обычным штурвалом. В центральном посту находятся два таких штурвала: Штурвал для перекладки вертикального руля, как правило, находится в кормовом отсеке. При ручном управлении рули перекладываются медленно и для перекладки рулей требуется известное физическое усилие. Перед рулевым-вертикалыциком, кроме контроллера, всегда находится компас.

    Рулевому-горизонталыцику компас не нужен, зато ему необходимы глубиномер, дифферентометр и кренометр. Глубиномер по своему действию мало чем отличается от манометра. Шкала глубиномера отградуирована в метрах. Один открытый конец трубки глубиномера выведен за борт подводной лодки. Другой конец трубки загнут и запаян и через передачу соединен со стрелкой, движущейся по шкале прибора. Действие прибора основано на изменении давления забортной воды при различных глубинах погружения. С увеличением давления воды загнутый конец трубки стремится выпрямиться и воздействует на стрелку, которая фиксирует глубину в метрах. Дифферентометр — это небольшая дугообразная трубка из стекла, запаянная с обоих концов и наполненная подкрашенным спиртом. В спирте находится пузырек воздуха. На шкале нанесены градусные деления. При дифференте подводной лодки на нос или на корму пузырек устанавливается против какого-либо деления на шкале. Это деление будет соответствовать углу дифферента. Дифферентометр устанавливается вдоль продольной оси корпуса лодки. Кренометр показывает крен лодки на правый или левый борт в градусах. Все эти приборы — верные помощники рулевого-горизонталыцика. Как же действует рулевой-горизонталыцик? Горизонтальные рули перекладываются на погружение. Стрелка глубиномера приближается к заданной глубине. Рулевой-горизонталыцик перекладывает рули на всплытие, чтобы остановиться на заданной глубине. Когда подводная лодка достигнет заданной глубины погружения, рулевой докладывает об этом командиру подводной лодки.

    Болгаров Н.П. Рассказы о подводной лодке

    Если подводная лодка поднялась чуть повыше заданной глубины, рули перекладывают на погружение. При погружении лодки ниже заданной глубины рули перекладывают на всплытие. Таким образом подводную лодку удерживают на заданной глубине. Командиру лодки важно знать, как справляется рулевой-горизонталыцик со своими обязанностями. Поэтому время от времени он спрашивает: Работа рулевого-горизонтальщика очень ответственна. Часто безопасность подводной лодки и самих подводников зависит от его умения управлять лодкой. Малейшее изменение плавучести и дифферента подводной лодки сразу же сказывается на ее управляемости, на способности держать заданную глубину. После торпедного залпа, например, из носовых торпедных аппаратов носовая оконечность подводной лодки мгновенно облегчается, нос задирается кверху и подводный корабль неудержимо стремится к поверхности воды. Рулевой-горизонтальщик должен проявить все свое искусство, чтобы воспрепятствовать всплытию лодки, пока поступающая в торпедозаместительную цистерну вода не возместит веса выпущенных торпед. Стоит рулевому-горизонталыцику на один момент ослабить свою бдительность, и ограждение рубки покажется на поверхности воды, демаскируя подводную лодку. Следуя на позицию, подводная лодка обнаружила в Балтийском море 12 транспортов в охранении эсминцев, сторожевых кораблей и трех самолетов противника. Подводная лодка прорвала линию охранения и заняла выгодное для атаки положение. Выбрав своей целью танкер водоизмещением 15 г, лодка произвела торпедный залп. Обстановка позволяла повторить атаку, но непредвиденное обстоятельство сорвало планы командира лодки. Увлекшись наблюдением в перископ, он ослабил контроль за управлением подводной лодкой, которая по вине рулевого-горизонтальщика почти полностью всплыла в надводное положение. Противник обнаружил нашу подводную лодку. Значительное место в книге отведено описанию и развитию средств борьбы с подводными лодками. Заключительная часть книги посвящена советским подводникам, совершавшим героические подвиги в борьбе за свободу и независимость нашей Родины, показу их беззаветного мужества, стойкости и воинского мастерства во время гражданской войны и иностранной военной интервенции, а также в годы Великой Отечественной войны.

    Книга предназначается для солдат, матросов и советской молодежи. Ее с интересом прочтут и другие советские читатели. Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Добавить в избранное Форум Правила сайта "Мир Книг". Группа в Вконтакте Подписка на книги Правообладателям. Сборник 25 книг Вторая жизнь майора. Заключительная часть книги посвящена советским подводникам, совершавшим героические подвиги в борьбе за свободу и независимость нашей Родины, показу их беззаветного мужества, стойкости и воинского мастерства во время гражданской войны и иностранной военной интервенции, а также в годы Великой Отечественной войны. Книга предназначается для солдат, матросов и советской молодежи. Ее с интересом прочтут и другие советские читатели. Другие новости, похожие на книгу Болгаров Н. Бойко - Мартиролог погибших подводных лодок Военно-морского флота отеч Выпуск 1 Посвящен гибели подводной Краткая история подводного кораблестроения На заре подводного кораблестроения От опытных образцов к боевым подводным лодкам Развитие подводных лодок на основе опыта первой мировой войны Развитие подводных лодок на основе опыта второй мировой войны Современный подводный корабль Корпус подводной лодки Всплытие и погружение подводной лодки Рули подводной лодки Главные двигатели подводных лодок